ПРОГРАММА "ШКОЛЬНЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ"
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
В «Стратегии развития воспитания в Российской федерации до 2025 года» одним из приоритетных направлений воспитательной деятельности является воспитание, социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Возможности школьного музея способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребёнка обеспечению целесообразности и эффективности педагогического взаимодействия, повышают качество образования, формируют гражданственность и патриотизм у подрастающего поколения.
В настоящее время музейная педагогика считается прогрессивным и инновационным направлением в образовании, в ней накоплен определенный опыт развития личности ребенка музейными средствами.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный музей» имеет туристско-краеведческую направленность, ориентирована на духовно-нравственное развитие и формирование патриотических чувств обучающихся посредством развития деятельности школьного музея путем целенаправленного и организованного обучения, содействует развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы обучающихся, знакомству с историей родного края, формированию навыков работы по систематизации, описанию и сохранению экспонатов, работы в архивах.
Программа реализуется на базе МКОУ «Джалыковская СОШ имени Бембеева Т.О.» с 2023 года.
Программа дополнялась и перерабатывалась с учетом меняющихся социальных, нормативноправовых, информационно-методических условий и требований. Данная программа разноуровневая. Реализуется по двум уровням: стартовый и базовый.
Направленность (профиль) программы – туристско-краеведческая, по функциональному предназначению – гражданско-патриотическая
По отношению к программам общего образования дополняет знания обучающихся по вспомогательным историческим дисциплинам, историческому краеведению, музееведению.
Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что формы и методы музейной педагогики дают возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
- организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.
Адресат программы Программа рассчитана на школьников 9-17 лет. К освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы допускаются все дети без исключения, без предварительного отбора, при наличии желания ребёнка. Группы являются смешанными, разновозрастными, но при их формировании и в образовательном процессе обязательно учитываются возрастные, физические и психологических особенностей детей.
Объем и срок реализации программы. Программа рассчитана на 1 год обучения и реализуется в объёме 72 часов.
Форма обучения: Программа может реализовываться как в очной, так и заочной (дистанционной) форме.
Форма организации образовательного процесса:
-индивидуальная (самостоятельное выполнение индивидуального задания);
-фронтальная (проведение экскурсий, музейных занятий);
- групповая (выполнение групповых проектов);
- коллективная (выполнение коллективных проектов). индивидуально-групповые, групповые формы обучения.
Формы занятий: учебные и практические занятия, лекции, экскурсии, встречи с интересными людьми, посещение других школьных музеев, Национального музея Республики Калмыкия имени Н.Н. Пальмова, филиала Национального музея Республики Калмыкия имени Н.Н. Пальмова в г. Лагань, исторические и литературные игры и викторины, научные конференции, семинары, проектная и исследовательская деятельность, использование интернет – технологий, создание видеопрезентаций, оформление выставок, обновление экспозиций.
Условия реализации программы: занятия проводятся на базе школьного музея, оснащенного мультимедийной установкой, компьютером, диктофоном, фотоаппаратом.