Модель управленческой команды
МКОУ «Джалыковская СОШ имени Бембеева Т. О.»
Назначение управленческой команды МКОУ «Джалыковская СОШ имени Бембеева Т. О.» - системные обновления в образовательной среде школы для повышения качества образовательной деятельности.
Управленческая команда - объединение специалистов, имеющих высокий уровень взаимосвязи, ярко выраженное стремление к достижению общей цели при максимальной самореализации и возможности индивидуального роста.
Выработка управленческого решения – центральное звено управленческого цикла.
Матрица ролей управленческой команды
Долгосрочная |
|||
Результативность |
Е Результативность в долгосрочной перспективе |
I Эффективность в долгосрочной перспективе |
Эффективность |
Р Результативность в краткосрочной перспективе |
А Эффективность в краткосрочной перспективе |
||
Краткосрочная |
Деятель (Producing):
- Нацелен на достижение результатов. Ставит реальные задачи и добивается их выполнения.
- Предпочитает действовать, а не говорить.
- Проявляет настойчивость и упорство. В трудных условиях стремится сделать невозможное.
- Предпочитает конкретные задачи
Роль Р обеспечивает результативность в краткосрочной перспективе.
Организация результативна в краткосрочной перспективе, если она удовлетворяет потребности, ради которых она существует.
Администратор (Administrating):
- Вырабатывает регламенты выполнения работ, и добивается их соблюдения.
- Устанавливает показатели, формы отчетности и добивается их предоставления исполнителями.
- Предпочитает опираться на факты и количественные данные при принятии решений.
- Имеет аналитический склад ума, структурирует задачу, выявляет связи между явлениями, «смотрит в корень» проблем.
- Наиболее выраженными личными качествами являются собранность, организованность, методичность.
Роль А обеспечивает эффективность в краткосрочной перспективе.
Качество организации в краткосрочной перспективе обеспечивается организацией процессов, умением управлять издержками.
Предприниматель (Enterprenuring):
- Является генератором идей
- Обладает видением перспективы, охотно говорит о долгосрочных целях и планах
- Готов идти на риск, брать на себя обязательства, связанные с реализацией идей
- Выступает инициатором изменений, не терпит застоя
- Притягивает к себе людей, как яркая, творческая личность
Роль Е обеспечивает результативность в долгосрочной перспективе.
Успех организации в долгосрочной перспективе зависит от ее умения «видеть сквозь туман» и своевременно проводить необходимые изменения.
Интегратор (Integrating):
- Вдохновляет и мобилизует людей на достижение целей организации.
- Стремится к общему согласию в принятии решений.
- Создает команду, способную работать без его участия.
- Отзывчив, чуток к потребностям людей.
- В общении с людьми сдержан, не выплескивает на них негативные эмоции.
Роль I обеспечивает эффективность в долгосрочной перспективе.
Долгосрочная устойчивость организации обеспечивается общей системой ценностей и норм поведения.
№ п/п |
Список членов управленческой команды |
Роль в управленческой команде |
|
1 |
Лиджи-Горяева И. В. |
Директор школы |
«Интегратор» |
2 |
Наранова С. И. |
Заместитель директора по УВР |
«Администратор» |
3 |
Горяева Н. Г. |
Заместитель директора по ВР |
«Предприниматель» |
4 |
Манджиева С. Н. |
Учитель истории |
«Деятель» |
МКОУ «Джалыковская СОШ имени Бембеева Т. О.» достигнет своих целей - повышение качества образовательной деятельности, так как:
- (Р) нацелена на результат – удовлетворение потребностей всех участников образовательных отношений,
- (А) контролирует свои процессы и ресурсы,
- (Е) гибко реагирует на изменения,
- (I) является органичной системой, все части которой работают как одно целое
Система организационно-управленческой компетентности
Базовые (общепрофессиональные) организационноуправленческие компетенции - это способность (знание, умение, владение) выполнять целеполагание, принятие решения и планирование; организацию и исполнение; мотивацию и контроль в соответствии с предоставленными полномочиями. Подвидами (разновидностями) общепрофессиональных организационно-управленческих компетенций являются:
- общепрофессиональная компетенция целеполагания, принятия решения и планирования;
- общепрофессиональная компетенция организации и исполнения;
- общепрофессиональная компетенция мотивации;
- общепрофессиональная компетенция контроля.
Вариативная (профессионально-специальная) организационно управленческая компетентность - это способность (знание, умение, владение) и готовность (бытие) эффективно выполнять деятельность по организации управления в сфере образования.
Профессионально - специальная организационно - управленческая компетентность включает совокупность проявленных в деятельности компетенций целеполагания, принятия решения и планирования; организации и исполнения; мотивации и контроля.
Профессионально-специальная организационно-управленческая компетенция - это способность (знание, умение, владение) выполнения деятельности целеполагания, принятия решения и планирования; организации и исполнения; мотивации и контроля.
Состав ключевых компетенций членов команды
- Системное мышление, системный подход к решению проблем. Ясное понимание общих целей.
- Эффективность в принятии решений, отнесенных к компетенции.
- Ориентация на результат, на достижения.
- Аналитические способности.
- Креативность (инновационные способности).
- Гибкость, способность быстро и адекватно реагировать.
- Открытость и лояльность к критике.
- Способность к обучению.
- Организаторские способности.
- Делегирование полномочий.
- Умение управлять временем.
- Умение управлять проектами.
- Умение работать в команде.
- Влияние, умение убеждать, отстаивать мнение.
- Умение слушать других, принимать обратную связь.
- Способность ретранслировать знания и навыки.
Инструменты формирования команды:
- Регулярные встречи членов команды (еженедельно)
- проведение анализа выполненного в течение недели,
- коррекция плана на следующую неделю,
- ведение дневника (протокола) встречи команды.
- Создание группы в социальных сетях Телеграмм, в Контакте.
- Учреждение руководящего органа управления
- издание приказа о создании коллегиального органа управления,
- утверждение состава команды,
- утверждение регламент работы,
- следование регламенту работы,
- обсуждение порядка работы в команде.
- Обсуждение ценностей команды, школы (доверие, уважение, честность, ответственность).
- Стратегическое планирование (обсуждение перспектив развития школы).
- Совместное обучение членов команды (корпоративные семинары, корпоративная видеотека, мастер-проекты, самообразование, коллективное обсуждение прочитанных книг).
- Совместное проведение досуга.
- Оценка, критика членов команды.
- Анализ совместной деятельности («разборы полетов»)
- Что планировалось и что получилось?
- В чем расхождение и почему оно возникло?
- Достигнута ли цель?
- Чего не доставало для достижения лучшего результата?
- Что необходимо изменить, чтобы в будущем стало лучше?
Основная характеристика команды - групповая эффективность.
Комплект показателей оценки качества работы управленческой команды МКОУ «Джалыковская СОШ имени Бембеева Т. О.»
Критерии оценки эффективности работы управленческой команды:
– фактический результат работы команды (результативность и эффективность в краткосрочной перспективе, результативность и эффективность в долгосрочной перспективе);
– состояние группы как союза людей, производящих некоторый продукт;
– воздействие, которое оказывает опыт работы в группе на отдельного человека.
Показатели |
Содержание показателя |
Понимание цели, осознание своей значимости |
|
Заинтересованность в достижении командных целей |
|
Управление конфликтами |
|
Роли и структура в группе |
|
Развитие членов команды |
|
Понимание и сотрудничество |
|
Факторы успеха:
- факторы, связанные с высокой результативностью основной деятельности: успешные выпускники (адаптация их в новых условиях); стабильные результаты ГИА; достижения в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; поступление в Вузы…
- факторы, связанные с владением педагогами современными, в т.ч. ИК технологиями: компетентность в новых проектных, исследовательских технологиях; способность к инновациям; роль экспертов в данной технологии;
- наличие МТБ, обеспечивающей: соблюдение САНПиНов; реализацию требований ФГОС; современные возможности ухода и присмотра, здоровьесохранения и развития детей; возможности освоения передовых технологий; кабинеты, спортивный, актовый залы;
- факторы, связанные с образовательным процессом: реализация системнодеятельностного подхода при формировании УУД, метапредметных, личностных, профессиональных компетенций; оптимальное сочетание урочной и внеурочной деятельности;
- факторы, связанные с информированием и продвижением: активность в социальных сетях, СМИ;
- факторы, связанные с личностными особенностями и квалификацией основного персонала ОУ: любовь к детям, терпение, доброжелательность, активность; близость к стандарту учителя, в т.ч. владение инвариантом и вариативом компетенций; …
- факторы, связанные с компетентностью и использованием инновацииу в сфере управления: уровень эффективности управления; самоуправление; волонтерство обучающихся;
- имиджевые факторы: положительное общественное мнение, традиции ОУ;
- договора о сотрудничестве, стажировки преподавателей, практика и трудоустройство обучающихся;
- удобное месторасположение: пешеходная и транспортная доступность (в т.ч. наличие своего транспорта);
- взаимодействие, в т.ч. сетевое, развитие сотрудничества;
- возможность и готовность коллектива предоставить образовательные услуги и профессиональную помощь детям, имеющим ОВЗ, реализовать инклюзивное образование, индивидуализацию работы с одаренными детьми, индивидуальные траектории развития;
- преемственность между уровнями образования (дошкольное, начальное, основное, среднее); выпускники возвращаются в свое ОУ;
- безопасность, здоровьесберегающий характер условий, процесса предоставления образовательных услуг; экология пространства и процесса;
- благоприятный психологический климат; атмосфера доверия, сотрудничества педагогов-детей-родителей, Школы – Семьи; толерантность;
- предоставление образовательных услуг, значимой помощи семье, родителям, детям;
- удобный режим работы, наличие ГПД, занятость детей во внеурочной работе;
- наличие «хобби» у организации, которое формирует «лицо» и стержень развития ОУ: музейная, краеведческая, спортивная, деятельность.