В настоящее время одной из актуальных и наиболее обсуждаемых проблем стала интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив сверстников для получения качественного образования, успешной социализация личности, полноценного участия в жизни социума и эффективной самореализации.
Существующая система специальных учебных заведений претерпевает ряд изменений. В связи с этим значительно повышается роль инклюзивного образования, которое позволяет расширить доступность образования для всех детей, вне зависимости от сложности нарушений в развитии.
Инклюзивная образовательная среда характеризуется направленностью на индивидуальные образовательные потребности каждого ученика, совокупностью ресурсов для организации их образования в массовой школе и системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию любого ребенка. Именно образовательная среда выступает важнейшим компонентом социального развития ребенка, эмоционально-психологической защищенности, комфорта и безопасности. Среда выступает и условием, и средством обеспечения оптимальности создания единого образовательного пространства для различных категорий детей, в том числе и с особыми образовательными потребностями, и позволяет выполнять социальный заказ общества.
Поэтому, формирование инклюзивного образования в общеобразовательном учреждении - это прежде всего создание для детей с ограниченными возможностями здоровья беспрепятственной среды обучения, адаптация среды к их нуждам, реализация индивидуального подхода в процессе обучения, развития и воспитания детей.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Основные направления работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья:
- Создание и укрепление здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей инфраструктуры образовательного учреждения.
- Рациональная организация учебного процесса.
- Организация физкультурно-оздоровительной работы.
- Просветительско-воспитательная работы с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
- Организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами, родителями.
- Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья обучающихся и педагогов.
Общие принципы и правила коррекционной работы:
- Индивидуальный подход к каждому ученику.
- Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
- Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
- Проявление педагогического такта.
- Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.