Программа клуба «Төрскн келн» для учащихся школы обеспечивает внедрение основной общеобразовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования с учетом регионального и этнокультурных особенностей и реализуется через внеурочную деятельность.
Программа клуба «Мини торскн келн» составлена с учетом национально-регионального компонента для работы с учащимися и направлена на социокультурную адаптацию школьников, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Изучение родного края способствует воспитанию патриотизма, дает возможность привлечь воспитанников к поисково - исследовательской работе.
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника, расширение собственного культурного опыта, изучение истории родного края, родного языка.
Задачи программы:
образовательные:
- обеспечить самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся,
- использовать внедрение современных инновационных и компьютерных технологий обучения родному (калмыцкому) языку,
- формировать некоторые универсальные лингвистические понятия (звук, слово, предложение, части речи, интонация и т.д.) наблюдаемых в русском и калмыцком языках,
- формировать речевые умения и навыки.
развивающие:
- развивать мотивацию к дальнейшему овладению родным языком, готовность к общению.
- развивать эмоциональную сферу школьников в процессе обучающих игр, национальных игр с использованием хантыйского языка и познания родной культуры,
- приобщать учащихся к устному народному творчеству, фольклору.
- формировать и развивать художественный вкус и любви к прекрасному,
- развивать творческие способности младших школьников.
воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства путем формирования знаний и представлений о родном языке и крае.
- воспитывать чувство любви и гордости за свою Родину, чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа; воспитывать бережное отношение к природе родного края,
- воспитывать личность ученика, любящего свою малую родину, свой народ, родной язык и культуру.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития; принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности;
- знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения, разучивание и исполнение песенок, стишков, инсценировка сказок, загадок, пословиц на хантыйском языке. Эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, поделок, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей.
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, поделок, аппликаций. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике,
способствуют развитию мелкой моторики.
Формы проведения занятий.
Школьный клуб по родному (калмыцкому) языку основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Занятия состоят из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Виды деятельности:
Речевые и фонетические разминки. Игровая деятельность.
Чтение, литературно-художественная деятельность. Инсценировка, мини-спектакли.
Прослушивание и разучивание калмыцких песенок и стихов.
Программа реализуется в рамках общекультурного направления развития личности плана внеурочной деятельности общеобразовательного учреждения. Главное направление программы - воспитание интереса к культуре, народному искусству и языку.
Программа учитывает языковую ситуацию в данной местности и ориентирована на детей слабовладеющих и невладеющих родным (калмыцким ) языком, с учетом возрастных особенностей младших школьников. Программа внеурочной деятельности способствует развитию кругозора, обучающиеся получают сведения о Республике Калмыкия и её жителях.
Актуальность программы обусловлена тем, что к числу наиболее острых относится проблема незнания родного языка детьми. Калмыцкий язык служит преимущественно средством общения людей старшего поколения.
Родной язык способствует осознанию учеником себя как носителя культуры и духовных ценностей, норм морали, речевого этикета своего народа. Поэтому так важна проблема сохранения родного языка каждого этноса. Родной язык – это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней овладения речью. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи, говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей
Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному краю, семье, родному языку. Обращение к своим истокам сегодня является залогом развития и укрепления будущего, так как именно современные дети в большей степени подвержены негативным социальным влияниям, происходящим в нашем обществе. Приобщение к культурно-историческому наследию должно начинаться с познания своего края, малой родины, должно базироваться на изучении социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно-исторической традиции. Одним из важных условий духовно-нравственного воспитания является использование этнокультурных традиций. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре.
Усвоение с младшего школьного возраста языка своего народа является неисчерпаемым богатством, играет огромную роль в умственном и нравственном развитии детей, является средством общения и познания окружающего мира. Проживая в многонациональном регионе, каждый человек должен быть знаком с традициями, обычаями и культурой своего народа.
В программе большое место уделяется художественно - эстетическому воспитанию, применяя разнообразные средства приобщения детей к калмыцкой культуре через национальное прикладное искусство: знакомство с орнаментом, с традиционной одеждой, предметами быта, национальными игрушками и играми.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Развитие калмыцкой речи детей осуществляется в естественной обстановке, в соответствии с целями и задачами занятий: во время прогулок, экскурсий, когда учитель проводит беседы с детьми, при выполнении режимных моментов, на встречах с родителями, мастерами, старожилами села. Естественная обстановка помогает на занятиях создать речевой стимул для высказывания ребенка, так как усвоение новых знаний у детей осуществляется в интересной и доступной форме. Непроизвольное запоминание играет большую роль в учебной деятельности.
Предполагаемые результаты реализации программы
Личностные результаты:
- знать историю своей семьи, происхождение своего имени и фамилии, семейных традиций;
- уметь правильно вести себя в школе, в коллективе учащихся;
- знать историю происхождения своего села, района, республики;
- знать растительный и животный мир родных мест;
- уметь экологически грамотно вести себя в природе.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
- иметь представление о себе; собственной принадлежности;
- уметь слышать и понимать речь учителя, пытаться говорить на хантыйском языке о семье, игрушках;
- знать символику Республики Калмыкия;
- знать некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных, предметах быта, одежды.
- знать о художественном разнообразии, богатстве, красоте народных орнаментов;
- создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные композиции на темы окружающей жизни родного края;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов. Основное содержание программы внеурочной деятельности
Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные исторические и культурные факты, способные дать простор творческому воображению, направлено на восстановление культурно- исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.
Программа внеурочной деятельности составлена из трех разделов:
- «Ознакомление с окружающим миром и развитие калмыцкой речи»;
- «Ознакомление с природой родного края и развитие калмыцкой речи»;
- «Ознакомление с искусством и фольклором калмыцкого народа».
Календарно-тематическое планирование
№ |
Темы |
Часы |
Дата проведения |
I четверть |
|||
1. |
Из истории калмыцкого языка |
1 |
04.09 |
2. |
Знай имя известного ученого! |
1 |
11.09 |
3. |
Книга - источник знаний |
1 |
18.09 |
4. |
Моя Родина |
1 |
25.09 |
5. |
Символы Республики Калмыкия |
1 |
02.10 |
6. |
Столица, покорившая сердце |
1 |
09.10 |
7. |
Нет дороже родной земли |
1 |
16.10 |
8. |
Знай свой календарь. |
1 |
23.10 |
II четверть |
|||
1. |
Сохраним и сбережем Черные земли. |
1 |
13.11 |
2 |
Зул - национальный праздник продления жизни |
1 |
20.11 |
3. |
Что мы знаем о фольклоре. Определение фольклора и его значение. Возникновение фольклора, его специфика, жанры. |
1 |
27.11 |
4. |
Жанровая система калмыцкого фольклора. Составление схемы « Жанры калмыцкого фольклора». |
1 |
04.12 |
5. |
Деление года у калмыков. Народные приметы. |
1 |
11.12 |
6. |
Детские игровые песни и стихи, жеребьёвки и считалки. Применение игрового фольклора в детских играх. Бичкдүдин наддын шүлгүд. |
1 |
18.12 |
7. |
Незабываемые страдания |
1 |
25.12 |
III четверть |
|||
1 |
Семья |
1 |
09.01 |
2 |
Играем на льду |
1 |
15.01 |
2. |
Сайгак – богатство степи |
1 |
22.01 |
3. |
Приветствие во время Белого месяца |
1 |
29.01 |
4. |
Узнай о суслике |
1 |
05.02 |
5. |
Я буду солдатом |
1 |
12.02 |
6. |
Благословите маму |
1 |
19.02 |
7. |
Уважайте старших! |
1 |
26.02 |
8. |
Встречаем пернатых друзей |
1 |
04.03 |
9 |
Журавль - степная птица |
1 |
11.03 |
10 |
Береги окружающую природу! |
1 |
18.03 |
IV четверть |
|||
1. |
Помогайте дома. |
1 |
01.04 |
2. |
Героический эпос «Джангар» |
1 |
08.04 |
3. |
Пусть будет мир на земле! |
1 |
15.04 |
4. |
Исследуем окружающий мир. |
1 |
22.04 |
5. |
Сказки воспитывают нас. Сказка «Счастье человека» |
1 |
06.05 |
6. |
Сказка «Что есть счастливая жизнь?». |
1 |
13.05 |
7. |
Сказка «Старик Кеедя на гнедом барашке». |
1 |
20.05 |
8. |
Кукольный театр. |
1 |
27.05 |
Итого: |
34 ч. |